


Предмет |
 |
 |
Архивоведение
[5]
курсовые по архивоведению, дипломы по архивоведению, контрольные по архивоведению
|
Анатомия и биология
[102]
курсовые по анатомии и биологии, дипломы по анатомии и биологии, контрольные по анатомии и биологии
|
Английский язык
[50]
курсовые по английскому, дипломы по английскому, контрольные по английскому
|
Аудит
[184]
курсовые по аудиту, дипломы по аудиту, контрольные по аудиту
|
Банковское дело
[170]
курсовые по банковскому делу, дипломы по банковскому делу, контрольные по банковскому делу
|
Бухгалтерский учет
[814]
курсовые по бухгалтерскому учету, дипломы по бухгалтерскому учету, контрольные по бухгалтерскому учету
|
БЖД
[50]
курсовые по БЖД, дипломы по БЖД, контрольные по БЖД
|
ВЭД
[43]
рефераты по ВЭД, курсовые по ВЭД, дипломы по ВЭД
|
Биотехнология
[1]
курсовые по биотехнологии, дипломы по биотехнологии, контрольные по биотехнологии
|
Ветеринария
[0]
курсовые по ветеринарии, дипломы по ветеринарии, контрольные по ветеринарии
|
Геодезия
[14]
курсовые по геодезии, дипломы по геодезии, контрольные по геодезии
|
Городской транспорт
[5]
курсовые по городскому транспорту, дипломы по городскому транспорту, контрольные по городскому транспорту
|
Государственная служба
[36]
курсовые по государственной службе, дипломы по государственной службе, контрольные по государственной службе
|
Деловодство
[18]
курсовые по деловодству, дипломы по деловодству, контрольные по деловодству
|
Деньги и кредит
[82]
курсовые по деньги и кредит, дипломы по деньги и кредит, контрольные по деньги и кредит
|
Деревообработка
[1]
курсовые по деревообработке, дипломы по деревообработке, контрольные по деревообработке
|
Демография
[2]
курсовые по демографии, дипломы по демографии, контрольные по демографии
|
Детали машин и механизмов
[7]
курсовые по деталям и механизмам, дипломы по деталям и механизмам, контрольные по деталям и механизмам
|
Дипломатия
[13]
курсовые по дипломатии, дипломы по дипломатии, контрольные по дипломатии
|
Документоведение
[95]
курсовые по документоведению, дипломы по документоведению, контрольные по документоведению
|
ДУМ
[1]
курсовые по ДУМу, дипломы по ДУМу, контрольные по ДУМу
|
Зарубежная литература
[40]
курсовые по зарубежной литературе, дипломы по зарубежной литературе, контрольные по зарубежной литературе
|
Зоотехния
[1]
курсовые по зоотехнии, дипломы по зоотехнии, контрольные по зоотехнии
|
Журналистика, СМИ
[13]
курсовые по журналистике, дипломы по журналистике, контрольные по журналистике
|
Инвестирование
[39]
курсовые по инвестированию, дипломы по зарубежной инвестированию, контрольные по инвестированию
|
Инженерная механика
[3]
курсовые по инженерной механике, дипломы по инженерной механике, контрольные по инженерной механике
|
Информатика
[87]
курсовые по информатике, дипломы по информатике, контрольные по информатике
|
История
[89]
курсовые по истории, дипломы по истории, контрольные по истории
|
История Украины
[103]
курсовые по истории Украины, дипломы по истории Украины, контрольные по истории Украины
|
Контроль и ревизия
[56]
курсовые по ревизии и контролю, дипломы по ревизии и контролю, контрольные по ревизии и контролю
|
Культурология
[73]
курсовые по культурологии, дипломы по культурологии, контрольные по культурологии
|
Латынь
[3]
курсовые по латыни, дипломы по латыни, контрольные по латыни
|
Лексикология
[6]
курсовые по лексикологии, дипломы по лексикологии, контрольные по лексикологии
|
Лингвистика
[22]
курсовые по лингвистике, дипломы по лингвистике, контрольные по лингвистике
|
Логика
[13]
курсовые по логике, дипломы по логике, контрольные по логике
|
Логистика
[28]
курсовые по логистике, дипломы по логистике, контрольные по логистике
|
Макроэкономика
[65]
курсовые по макроэкономике, дипломы по макроэкономике, контрольные по макроэкономике
|
Маркетинг
[240]
курсовые по маркетингу, дипломы по маркетингу, контрольные по маркетингу
|
Математика (ВМ)
[26]
курсовые по высшей математике, дипломы по высшей математике, контрольные по высшей математике
|
Международные отношения
[93]
курсовые по международным отношениям, дипломы по международным отношениям, контрольные по международным отношениям
|
Механика грунтов
[0]
курсовые по механике грунтов, дипломы по механике грунтов, контрольные по механике грунтов
|
Менеджмент
[464]
курсовые по менеджменту, дипломы по менеджменту, контрольные по менеджменту
|
Металлические конструкции
[6]
курсовые по металлическим конструкциям, дипломы по металлическим конструкциям, контрольные по металлическим конструкциям
|
Метрология
[2]
курсовые по метрологии, дипломы по метрологии, контрольные по метрологии
|
Микробиология
[1]
курсовые по микробиологии, дипломы по микробиологии, контрольные по микробиологии
|
Микроэкономика
[113]
курсовые по микроэкономике, дипломы по микроэкономике, контрольные по микроэкономике
|
Налоговая система
[102]
курсовые по налоговой системе, дипломы по налоговой системе, контрольные по налоговой системе
|
Организация и управление ресторанным бизнесом
[26]
курсовые по ресторанному бизнесу, дипломы по ресторанному бизнесу, контрольные по ресторанному бизнесу
|
Организация труда
[17]
курсовые по организации труда, дипломы по организации труда, контрольные по организации труда
|
Охрана труда
[24]
курсовые по охране труда, дипломы по охране труда, контрольные по охране труда
|
Педагогика
[398]
курсовые по педагогике, дипломы по педагогике, контрольные по педагогике
|
Полиграфия
[4]
курсовые по полиграфии, дипломы по полиграфии, контрольные по полиграфии
|
Политология
[126]
курсовые по политологии, дипломы по политологии, контрольные по политологии
|
Политэкономия
[21]
курсовые по политэкономии, дипломы по политэкономии, контрольные по политэкономии
|
Право
[2636]
курсовые по праву, дипломы по праву, контрольные по праву
|
Психология
[417]
курсовые по психологии, дипломы по психологии, контрольные по психологии
|
Проектирование
[10]
курсовые по проектированию, дипломы по проектированию, контрольные по проектированию
|
Религия
[17]
курсовые по религии, дипломы по религии, контрольные по религии
|
РПС
[31]
курсовые по размещению продуктивных сил, дипломы по размещению продуктивных сил, контрольные по размещению продуктивных сил
|
Статистика
[237]
курсовые по статистике, дипломы по статистике, контрольные по статистике
|
Стоматология
[2]
курсовые по стоматологии, дипломы по стоматологии, контрольные по стоматологии
|
Страхование
[47]
курсовые по страхованию, дипломы по страхованию, контрольные по страхованию
|
Социология
[229]
курсовые по социологии, дипломы по социологии, контрольные по социологии
|
Теория вероятности
[8]
курсовые по теории вероятности, дипломы по теории вероятности, контрольные по теории вероятности
|
Технология приготовления пищи
[108]
курсовые по технологии приготовления пищи, дипломы по технологии приготовления пищи, контрольные по технологии приготовления пищи
|
Товароведение
[48]
курсовые по товароведению, дипломы по товароведению, контрольные по товароведению
|
ТО и ремонт автомобилей
[10]
курсовые по ТО и ремонту автомобилей, дипломы по ТО и ремонту автомобилей, контрольные по ТО и ремонту автомобилей
|
Туризм
[146]
курсовые по туризму, дипломы по туризму, контрольные по туризму
|
Украинская литература
[28]
курсовые по украинской литературе, дипломы по украинской литературе, контрольные по украинской литературе
|
Украинский язык
[46]
курсовые по украинскому языку, дипломы по украинскому языку, контрольные по украинскому языку
|
Управление персоналом
[56]
курсовые по управлению персоналом, дипломы по управлению персоналом, контрольные по управлению персоналом
|
Управление проектами
[7]
курсовые по управлению проектами, дипломы по управлению проектами, контрольные по управлению проектами
|
Управленческий учет
[69]
курсовые по управленческому учету, дипломы по управленческому учету, контрольные по управленческому учету
|
Физвоспитание
[43]
курсовые по физвоспитанию, дипломы по физвоспитанию, контрольные по физвоспитанию
|
Физика
[11]
курсовые по физике, дипломы по физике, контрольные по физике
|
Филология
[67]
курсовые по филологии, дипломы по филологии, контрольные по филологии
|
Философия
[71]
курсовые по философии, дипломы по философии, контрольные по философии
|
Финансы
[720]
курсовые по финансам, дипломы по финансам, контрольные по финансам
|
Химия
[10]
курсовые по химии, дипломы по химии, контрольные по химии
|
Ценообразование
[11]
курсовые по ценообразованию, дипломы по ценообразованию, контрольные по ценообразованию
|
Экология
[48]
курсовые по экологии, дипломы по экологии, контрольные по экологии
|
Эконометрия
[12]
курсовые по эконометрии, дипломы по эконометрии, контрольные по эконометрии
|
Экономика
[894]
курсовые по экономике, дипломы по экономике, контрольные по экономике
|
Экономика предприятий
[713]
курсовые по экономике предприятий, дипломы по экономике предприятий, контрольные по экономике предприятий
|
Этика и эстетика
[28]
курсовые по этике и эстетике, дипломы по этике и эстетике, контрольные по этике и эстетике
|
Энергетика
[0]
курсовые по энергетике, дипломы по энергетике, контрольные по энергетике
|
Детали машин и основы конструирования
[4]
курсовые по деталям машин и основам конструированию, дипломы по деталям машин и основам конструированию, контрольные по деталям машин и основам конструированию
|
Дендрологія
[0]
|
Дендропроектування
[0]
|
Газони та луківництво
[0]
|
Декоративне садівництво
[0]
|
Тепличне господарство
[0]
|
Ландшафтна архітектура
[0]
|
Лісопаркове господарство
[0]
|
Методологія
[5]
|
Паркознавство
[0]
|
|  |

|
Проблематика романа Теодора Драйзера "Американская трагедия"
| 14.05.2013, 14:48 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОДОР ДРАЙЗЕР – КРУПНЕЙШИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК-РЕАЛИСТ XX ВЕКА 5 1.1. Культурный аспект социальной жизни США XX века 5 1.1. Творческий путь Теодора Драйзера 7 1.2. Роль Теодора Драйзера в американской литературе 11 ГЛАВА 2. РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА ОБ АМЕРИКЕ КАК О ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ В РОМАНЕ «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ» 14 2.1.Замысел и история создания романа «Американская трагедия». 14 2.2. История рядового американца Клайда Гриффитса. 16 2.3. Проблематика романа «Американская трагедия» 19 ВЫВОДЫ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Более ста лет прошло со дня рождения Теодора Драйзера, и с вековой дистанции еще ярче и весомее выглядит сегодня вклад американского писателя в развитие литературы США. Теодор Драйзер, открывший «Сестрой Керри» XX век в литературе США, раздвинул горизонты американского реалистического искусства, несмотря на все трудности и барьеры, которые возводила на его пути буржуазная Америка. Творчество Теодора Драйзера всегда находилось в центре внимания критиков, о нём написано много научно-исследовательских работ. О Драйзере в частности писали: Д. Дадли, А. Кейзина, Ян Засурский, Г. Злобин, Н. Самохвалов и многие другие. Роман «Американская трагедия» является вершиной творчества Теодора Драйзера. В нем затронуты острые социальные проблемы американского общества, убедительно доказывается, что за фасадом показного буржуазного благополучия скрываются горе и отчаяние многих обездоленных. Объектом данного исследования является творчество Теодора Драйзера. Предмет исследования – проблематика романа «Американская трагедия». Целью данной работы является выявление основных социальных проблем капиталистической Америки XX века на примере романа «Американская трагедия». Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и практических задач: 1. изучить критическую литературу по теме исследования; 2. определить особенности творчества Теодора Драйзера и место, которое он занимает в мировой литературе; 3. раскрыть и проанализировать содержание романа «Американская трагедия»; 4. дать характеристику личности Клайда Гриффитса; 5. проследить путь нравственного разложения главного героя романа; 6. исследовать основные проблемы в романе Структура работы была основана на целях и задачах. Она состоит из введения (в котором обоснована актуальность исследования, определяются его основные параметры), двух глав (в первой главе рассматривается американская литература на рубеже XIX и XX веков и творчество одного из ярчайших её представителей – Теодора Драйзера; во второй главе анализируется произведение «Американская трагедия»), выводов и списка использованной литературы. Достоверность результатов работы обеспечивается достаточным количеством проработанного материала: пяти теоритических источников и одного романа. Актуальность работы определяется тем, что в романе раскрываются проблемы социального неравенства, власти денег и поглощения крупными предприятиями малых, по сей день волнующие современное общество. Практическая значимость – может использоваться в качестве конспектов лекций по зарубежной литературе, а так же для подготовки к семинарам, курсовым и контрольным работам по курсу «История зарубежной литературы».
ГЛАВА 1 ТЕОДОР ДРАЙЗЕР – КРУПНЕЙШИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК-РЕАЛИСТ XX ВЕКА
1.1. Культурный аспект социальной жизни США XX века
Радикальные изменения в общественной экономической и политической жизни Америки, начавшиеся еще после Гражданской войны, набирают силу к концу XIX века, когда молодая нация входит в пору не только индустриальной, но и культурной зрелости. Это было время стремительного возникновения промышленной цивилизации трестов и монополий. Ускоренный научно-технический прогресс заявил о себе изобретением телеграфа, телефона, электрического трамвая и троллейбуса и появлением многих других изобретений. К 1890 году уже не Великобритания, но США являлись крупнейшим в мире производителем железа и стали. Социальные перемены в стране стали огромными. Численность населения росла очень быстро. Новая эпоха способствовала усилению неравномерности в распределении доходов. Так в 1861 году в Америке было всего три миллионера, но к началу XX века их число составляло 3800 человек. Некоторые из них, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер щедро финансировали открытие университетов и библиотек, вкладывали огромные суммы в образование, научные исследования и социальное обеспечение населения. Тем не менее, из общего количества американцев более миллиона человек жили в нищете. Тяжелейшая за всю пережитую историю США депрессия, наступившая после «черной пятницы» 1873 года, повлекла за собой волнения рабочих. Внешнеполитические конфликты такие, как Испано-американская война, довершают облик стремительного, контрастного американского рубежа XIX-XX веков. Общее движение культуры и образования в стране вполне соответствовало духу эпохи: оно было столь же быстрым и противоречивым. Начало XX века в политической и литературной жизни США ознаменовалось высоким накалом борьбы. Культура США формировалась постепенно, наследуя и вбирая в себя культуру бывших колоний европейских стран. Ее окончательное становление произошло лишь в XX веке, когда развитие индустрии досуга способствовало быстрому росту «массовой культуры», стремящейся, хотя и безуспешно, монополизировать все области культуры и провозгласить ее коммерческую направленность. Американский театр имеет сравнительно небольшую историю собственной сценической культуры, и поэтому драматургия США отстала не только от европейской драмы, но и от американской литературы. За построенными в начале XX века зданиями на Бродвее и прилегающих к нему улицах Нью-Йорка с идущими в них водевилями, ревю, а позднее мюзиклами закрепилось название «бродвейский театр». Дорогостоящие музыкальные представления на Бродвее идут в случае успеха ежедневно и не сходят со сцены в течение нескольких лет. В целом же ХХ век не принес сколько-нибудь принципиально новых художественных идей в театры США. Наиболее популярные театральные журналы: «Американ Тиэтр», «Драма Ревю», и «Перформинг Артс Джоурнал». В литературе XX века национальные особенности художественного процесса, предопределенные спецификой жизни американского общества, сказались весьма ощутимо. Американская литература была вовлечена в острые политические и идейные схватки была вовлечена и, несмотря на старания представителей так называемой «изысканной традиции» удержать ее вдали от жизни народных масс. Писатели этой школы, господствовавшей в восьмидесятые годы в буржуазной литературе США, как отмечал в 1922 году Драйзер в автобиографичной книге «Газетные дни», «писали о добре, мягкости, красоте, успехах в жизни, в их рассказах чувствовался дух старого юга, а поэзия их была лишь поэзией и ничем больше» [1, c.225]. Такие писатели, как Уильям Дин Хоуэллс, Чарльз Дадли Уорнер, Франк Стактон, миссис Хэмфри Уорд и многие другие описывали благородство характеров, жертвы, величие идеалов и радость простых вещей. Но эти рассказы имели мало общего с реальной жизнью. Литературному процессу в США было свойственно некоторое отставание темпа в XIX веке, поздний рассвет романтической школы и более позднее, чем в большинстве стран Европы, развитие реализма. В убыстрении этого процесса в XX веке особенно велика заслуга Теодора Драйзера, который вернул американской литературе дыхание жизни. «Он ворвался в спертую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времени Марка Твена и Уитмена внес в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», – писал в 1930 году Синклер Льюис [5, c. 701]. Таким образом, начало XX века в политической, социальной, а также культурной жизни США можно охарактеризовать, как резкий прорыв, начало новой эпохи, связанное с мощным улучшением экономического положения и индустриализацией страны. Эти факторы способствовали финансированию образования, повышению культурного уровня американцев, развитию таких видов искусства, как кино, театр, музыка и литература.
1.2. Творческий путь Теодора Драйзера
Теодор Драйзер родился 27 августа 1871 года в небольшом городе Терре-Хот в штате Индиана. Он был двенадцатым ребенком Сары Драйзер, происходившей из семьи чехов, и рабочего местной фабрики Джона Пауля Драйзера, приехавшего в Америку в 1844 году из Германии. Детство писателя прошло в нужде и лишениях. Большая семья Драйзера жила в постоянной бедности. На ней, как писал далее Драйзер, лежал отпечаток бедности и неудач: «Я родился бедняком. Были времена, когда я в ноябре и в декабре ходил босиком. Я видел, как страдала от нищеты дорогая мать и в отчаянии ломала руки. И, наверное, именно поэтому я, независимо ни от чего, выступаю за такую социальную систему, которая может быть и будет лучше нашей» [2, с.17]. Детство писателя прошло в нужде и лишениях. «В моей памяти встают долгие, мрачные, серые, холодные дни. Скудная пища – одна картошка, иногда каша. Ребенком я не раз голодал», – вспоминал он впоследствии [2, с.19]. Очень рано Драйзер начал самостоятельную жизнь. В шестнадцать лет он уехал в Чикаго, – убирал и мыл посуду в ресторане, развозил белье из прачечной, выполнял и многие другие тяжелые и низкооплачиваемые работы. И в каждом романе он возвращался в той или иной форме к эпизодам юношеских скитаний и невзгод. Драйзеру удалось поступить в университет в Блумингтоне, штат Индиана. В университете он много читал. Особенно сильное впечатление на него произвел Л. Н. Толстой, под влиянием которого у семнадцатилетнего Драйзера появилась «как будто совершенно новая мысль, – как замечательно быть писателем. Уметь писать подобно Толстому, чтобы слушал тебя весь мир» [2, с.21]. Стремление к литературной деятельности привело Драйзера в газету. В апреле 1892 года ему пришлось устроиться репортером чикагской газеты. За три года работы в прессе он имел возможности обозревать жизнь своей страны. Все это стало немалой жизненной школой. С 1895 года Драйзер сотрудничал с различными журналами – редактировал, писал очерки, эссе, заметки, учился литературному мастерству. Много писал о театре и был даже редактором театрального отдела. Годы газетной работы оставили глубокий след в жизни будущего писателя: «Я пошел работать в газету, и с этого времени началось мое настоящее столкновение с жизнью – с убийством, поджогами, насилием, гомосексуалистами, взяточничеством, коррупцией, надувательством и лжесвидетельством в любых формах, какие только можно себе представить» [3, www]. Перед ним открылась панорама жизни американского общества, он стал свидетелем многих человеческих трагедий и пытался отыскать истину, но ему постоянно мешали. В 1895 году он решил бросить ремесло газетчика. «Однажды я заключил сам с собой священный договор, – вспоминал в 1942 году Драйзер, – немедленно бросить эту печать-проститутку, как я назвал ее про себя, – и никогда больше не браться за перо репортера в газете, даже если я буду умирать с голода» [2, c. 22]. Это был бунт не только против продажной прессы, это было начало бунта против всех, кому принадлежит печать в США. Бросив работу в газете, в течение нескольких месяцев он скитался по Нью-Йорку в поисках работы. В конце девяностых годов Драйзер становится сотрудником различных американских журналов, где он опубликовал свыше сорока статей и очерков. Самые различные процессы девяностых годов, когда завершался переход капитализма на его империалистическую стадию, были запечатлены в многочисленных журнальных статьях Драйзера, а главное, в его сознании, ибо много из виденного он не смог описать в журналах, так как их владельцы не стремились поведать своим читателям всю правду жизни. «Начиная с 1898 года, – писал Драйзер, – с того времени, как я начал находить себя в литературе, я пытался писать вещи такого рода, которые если и устраивали какие-нибудь журналы, то очень немногие. Поэтому мои литературные заработки были небольшими, а мой путь по большей части был тернистым» [3, www]. В 1904 году вернулся к литературной деятельности. Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри», написанного в 1900 году. Этим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века, но уже в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман – «Дженни Герхардт», в котором он развивает мотивы «Сестры Керри». Американская пресса обошла выход романа молчанием. Романом «Финансист» 1912 года Драйзер начал свою монументальную «Трилогию желания». В нее вошли такие романы, как «Титан», написанный в 1914 году и «Стоик» 1929 года. В её основу положена история жизни миллионера Ч. Йеркса. Драйзер показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда, уже с детства формирует в нём психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Драйзер быт и нравы финансовой среды. Вышедший в свет в ноябре 1913 года «Сорокалетний путешественник» (заметки о поездке в Европу) был радушно встречен критикой, но расходился плохо и не принес писателю никакого заметного дохода. Нападки консервативной критики особенно усилились после публикации в 1916 романа «Гений». Газета «Нью-Йорк таймс» писала о книге: «Теодор Драйзер еще раз избрал в качестве героя своей книги ненормального человека и написал о нем ненормально длинный роман…Он от начала до конца слишком реалистичен, а также слишком угнетающ и неприятен». Журнал «Харперс» утверждал, что «господин Драйзер, этот хроник вульгарных американцев, катастрофически провалился со своим «Гением». Хотя писатель никогда не придавал большого значения мнению официальной критики, тем не менее, такие резкие нападки не могли не задеть его. Тема романа – власть денег и чувственности над искусством. Герой романа – художник Витла, цель существования которого сводится только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности. «Драйзер понимает, – писал по поводу романа известный американский поэт Эдгар Ли Мастерс, – что человек, у которого есть талант, вынужден вести борьбу в этой беспорядочной стране социальной тирании и посредственности, где принято высокопарно рассуждать о свободе». В своём романе «Американская трагедия», написанном в 1925 году, Драйзер выводит среднего американского юношу Гриффитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Гриффитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, – его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу после выхода он получил хорошие отзывы критики. Драйзер – художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство – это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, например, в романе «Американская трагедия» письма Роберты Олден приводятся почти целиком, он цитирует прессу, объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий. В этом проявлялся натуралистический стиль Драйзера. В 1930 кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. В мае 1931 выходит автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность. В 1932 он издаёт книгу «Трагическая Америка». Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. Теодор Драйзер скончался 28 декабря 1945 года на 75 году жизни. Таким образом, происходивший из небогатой и многодетной семьи и проживающий в небольшом городе, Драйзер имел возможность ощутить на себе все изменения, происходившие в экономической и социальной сфере своей страны в то время. У него был большой опыт работы журналистом, что сказалось на его манере. Драйзер предпочитал максимально реалистическое изображение действительности в своих произведениях, чем вызывал на себя неодобрение критики. Его руке принадлежит ряд выдающихся произведений, таких как «Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Трилогия желаний», а также ««Американская трагедия».
1.3. Роль Теодора Драйзера в американской литературе
Известный американский критик и публицист Генри Менкен писал после смерти Драйзера в 1945 году: «Он был человеком огромной оригинальности, глубокой отзывчивости и непоколебимой храбрости. Всем нам, кто пишет, легче от того, что он жил, работал и надеялся» [3, www]. Творчество Драйзера оказало воздействие на всю американскую литературу XX века. Его романы, в которых он затронул и осветил целые пласты американской жизни, не просто литературные произведения – это исследование всего американского общества, и подобно тому, как произведения величайших писателей позволяют понять целые эпохи, на основе книг Драйзера будущее поколение составляет достаточно полное представление о том, что являла собой Америка на исходе XIX века. Влияние Драйзера, именно потому, что шло оно по линии проблем основных, фундаментальных, оказалось глубже и значительней, чем воздействие многих литературных новаторов. Невозможно представить себе становление критического реализма в США без «Сестры Керри», «Трилогии желания», «Американской трагедии». Такие произведения, как «Трагическая Америка» и «Американская трагедия» открыли путь новому для литературы США творческому методу реализма. Выдающуюся роль сыграло творчество Драйзера в развитии передовой эстетической мысли в США. Драйзер внёс большой вклад в развитие американской литературы и тем, что поддержал многих писателей. Он помог войти в большую литературу таким крупным писателям, как Шервуд Андерсон и Эдгар Ли Мастерс. Высокую оценку творчеству Драйзера дают передовые писатели США «Драйзер воплощает все лучшие качества искусства по политической глубине и по проникновению в американскую жизнь, – указывает Джон Говард Лоусон – Он был величайшей литературной фигурой века до последнего дня» [3, www]. Драйзер был великим писателем и великим публицистом, выдающимся общественным деятелем. Имя Драйзера известно во всём мире. Его книги читают во Франции и в Англии, в Париже и Чехословакии и в других странах. Книги Драйзера внушают глубокое уважение к трудовому американскому народу и его культуре. Творческие традиции Теодора Драйзера – традиции реализма, народности и гуманизма – живут в лучших произведениях американской литературы ХХ века. Вывод по главе 1 Культура Соединённых Штатов Америки в начале XX века формировалась под влиянием резкого экономического роста, а также перехода от капиталистической системы к империалистической. Вследствие этого она имела коммерческую направленность. Особенно остро это отразилось в американской литературе. Многие писатели, а в частности Теодор Драйзер, в своих произведениях придерживались реалистического изображения действительности, показывая влияние социальных и политических изменений в стране на общество. Обладая богатым жизненным опытом, в своих произведениях Теодору Драйзеру удалось очень ярко отразить конфликты и противоречия, возникающие среди разных слоев общества и типичных для Америки начала XX века. Он стал ключевой фигурой в становлении такого направления в литературе США как критический реализм.
ГЛАВА 2 РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА ОБ АМЕРИКЕ КАК О ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ В РОМАНЕ «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»
2.1.Замысел и история создания романа «Американская трагедия»
Сюжет, который лег в основу романа «Американская трагедия», заинтересовал Драйзера еще в начале его литературной деятельности, вскоре после опубликования романа «Сетра Керри». Тогда он работал над романом «Повеса», сюжет которого в некоторых моментах совпадал с «Американской трагедией». Непосредственно его созданию он посвятил почти пять лет – с 1920 по 1925 год. Замыслом «Американской трагедии», по словам Драйзера, было «не морализовать – да простит бог, – а дать, если возможно, фон и психологию действительности, которые, если не оправдывают, то как-то объясняют, как случаются такие убийства, а они встречаются в Америке с поразительной частотой и так давно, как я только могу помнить» [2, c.45].Вдова писателя Элен Драйзер вспоминает, что у него были заметки, озаглавленные «Американские трагедии». В них содержалось описание пятнадцати случаев, подобных тому, который изображен в романе. В основу романа Драйзер положил историю убийства в 1905 году Честером Джиллетом его возлюбленной Грейс Браун. Как и главный герой романа, Честер работал на фабрике воротничков, а Грейс, как Роберта Олден, была дочерью фермеров. Эта история произошла на озере Биг-Муз. Впервые американцы узнали о происшедшем из заметки, напечатанной в небольшом журнальчике Олд-Форджа, городка, расположенного вблизи этого озера. Согласно сообщению, юноша и девушка, приехавшие провести на Биг-Муз выходные дни, катались на лодке по озеру, и оба утонули. Перевернутая лодка и плавающая шляпа были обнаружены на большом расстоянии от берега. Озеро было тщательно обследовано, но найдено лишь одно тело, в котором опознали Грейс Браун. Затем последовало сообщение о юноше, которого с ней видели. Вскоре вина Джиллета в убийстве девушки была доказана. Юношу ждала казнь на электрическом стуле в каторжной тюрьме Оберн, и перед смертью он признал свою вину, сославшись на то, что девушка мешала ему жениться на богатой наследнице. Именно эта история послужила основой для написания «Американской трагедии». Драйзер очень тщательно работал над написанием романа. В процессе работы над книгой он изучает все материалы процесса, посещает все места, фигурирующие в деле – Кортленд (в романе – Ликург), Отселик (Бильц), озеро Биг-Мус. Для правдивого описания последних дней главного героя Клайда Гриффитса в камере смертников писатель беседует с неким Антони Понтано, приговоренным к казни на электрическом стуле. Рукопись романа переписывалась больше шести раз. Во время написания романа писатель глубоко интересовался произведениями Ф.М. Достоевского, дважды прочитал «Преступление и наказание». Лица, близко знавшие писателя во время его работы над «Американской трагедией», отмечали, что восторженное отношение Драйзера к творчеству Достоевского сказалось на его работе над романом, в частности, над образом Клайда. «Я долго вынашивал в себе эту историю, – вспоминал впоследствии Драйзер, – ибо мне казалось, что это была история знакомая каждому мальчишке, выросшему в маленьких городках Америки. Моя цель не заключалась в морализировании, но в том, чтобы хоть как-то объяснить, отчего происходят подобные убийства – а они в Америке происходят с удивительным постоянством» [2, c.267]. Роман появился на книжных прилавках в середине декабря 1925 года. Опубликованная «Американская трагедия» сразу же стала литературной сенсацией, а ее автор – знаменитостью. В отличии от других романов Драйзера, «Американская трагедия» была высоко оценена критикой. Журнал «Нейшн» назвал его «величайшим американским романом нашего поколения» [3, www], хвалебные статьи появились во многих газетах и журналах. «Драйзер, – писал после прочтения романа Герберт Уэллс, – является гением в высшем значении этого слова»[16, c.34]. На типичность образа главного персонажа романа неоднократно указывала американская критика. По признанию автора, он получил множество писем, авторы которых утверждали: «Я мог бы оказаться на месте Клайда Гриффитса»[2, c. 50]. Сразу после написания романа Драйзер уезжает из Нью-Йорка для душевного отдыха после напряженной работы. Позже Драйзер получает телеграмму от своего издателя Ливрайта: «Рецензии поразительны, полны энтузиазма, воздают вам должное. Ваше выдающееся положение в литературе признано, продажа идет блестяще» [2, c.51]. Однако не обошлось и без критики. Роман не понравился известному американскому писателю Синклеру Льюису. Также, к большому огорчению Драйзера, с резкой критикой «Американской трагедии» выступил его друг Генри Менкен, назвавший роман «бесформенным, отталкивающим чудовищем, громоздкой телегой, …хаотическим творением в 385 тысяч слов, из которых 250 тысяч слов лишние» [2, c.52]. Публикация подобной рецензии разорвало многолетние узы дружбы, связывающие Менкена и Драйзера. Так как основным замыслом романа «Американская трагедия» было достоверное и максимально реалистичное изображение состояния, в котором находилось американское общество, в основу романа легла реальная история убийства. Посвятив около пяти лет созданию своего произведения, Драйзер изучил все подробности дела, посещал место преступления. Ему удалось воплотить задуманное, что и стало причиной невероятно успеха. Роман «Американская трагедия» занял почетное место среди лучших произведений литературы США XX века.
2.2. История рядового американца Клайда Гриффитса
«Американская трагедия» – вершина творчества Теодор Драйзера. В ней наиболее полно воплотился талант художника, гуманиста, правдоискателя, пролагавшего новые пути и в литературе, и в жизни. В центре романа – история рядового американца Клайда Гриффитса, сына бедных родителей. Клайд существенно отличается от героев предыдущих произведений писателя своей обыденностью, заурядностью. Керри обладала актерским талантом, Дженни Герхардт поражала душевным богатством, Каупервуда автор даже уподобил его Люциферу, у Витлы был талант художника. У Клайда не было особых талантов. Он обычный юноша американский юноша, «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь» [2, c.32]. Судьба Клайда трагична потому, что он усваивает законы буржуазной Америки и по мере своих сил и возможностей следует им. Сын уличных проповедников, Клайд отнюдь не испытывает почтения к занятиям своих родителей, тем более, что и его заставляли вместе с другими детьми петь псалмы во время выступлений отца с проповедями на улице. «Другие мальчики не занимались такими вещами, и к тому же в этом было что-то жалкое и даже унизительное», – размышляет Клайд [7, c.27]. «В нем, – отмечает Драйзер, – как и в дразнивших его ребятах, говорило известное людское стремление к полному сходству, к стандарту» [2, c. 42]. И именно это стремление к полному сходству и стандарту, присущее Клайду в высшей степени, и делает его особо восприимчивым к воздействию окружавшей его обстановки, заставляет его быстро усваивать иллюзии и предрассудки, и пороки, которыми стремятся напичкать рядового американца. Клайд – само олицетворение обычности. Уже в детстве Клайд «мечтал о том, как он бы выбился в люди, если бы ему повезло, о том, куда бы он поехал, что повидал бы и как по-иному мог бы жить, если бы все было не так, а эдак» [7, c. 34]. Мечта «выбиться в люди» определяет несоответствие реального положения Клайда и его устремлений к легкой жизни. Как отмечает Драйзер, «Клайд был столь же тщеславен и горд, как и беден. Он был из тех людей, которые считают себя особенными, не похожими на других» [7, c.26]. Индивидуалистические черты прививаются Клайду в детстве, они определяют дальнейшую судьбу молодого человека добиться легкой жизни. Его пугает труд рабочего. «Как! Стоять у станка, укладывать кирпичи, стать плотником, штукатуром или водопроводчиком, когда такие же, как он, мальчики, становятся клерками или помощниками фармацевтов, или бухгалтерами и счетоводами в банках и различных конторах! – размышляет Клайд. – Что за жалкая, унизительная жизнь, ничуть не лучше той, какую он вел до сих пор: ходить в старом платье и так рано подниматься по утрам и выполнять всю ту нудную работу, которой приходится заниматься людям физического труда!» [7, c.18]. Клайд становится сначала помощником продавца содовой воды, потом рассыльным в отеле. Он поражен роскошью обстановки в отеле и прежде всего возможностью легкого заработка. Клайд был в восторге от первых чаевых: «Шутка ли тридцать пять центов за такой пустяк! Один дал ему двадцать пять центов, другой – десять, а ведь он ничего не сделал!» [5, c.25]. В образе Клайда писатель акцентировал неустойчивость, податливость влияниям среды. Повествование строится таким образом, что Клайд все время в центре внимания, и вместе с ним четко видны силы, формирующие его характер. «Одних только разговоров в вестибюле, – пишет Драйзер, – не говоря уже о сценах в баре, в ресторанах и номерах, было достаточно, чтобы внушить каждому неопытному и не очень разборчивому существу, будто главное занятие в жизни для всякого, у кого есть кой-какие деньги и положение в обществе – это ходить в театры, потом посещать стадион, танцевать, кататься на автомобиле, угощать друзей обедами и ездить для развлечения в Нью-Йорк, Европу, Чикаго или Калифорнию. А жизнь почти всех этих мальчиков настолько лишена была всякого подобия комфорта и вкуса. Не говоря уже о роскоши, что они, как Клайд, не только преувеличивали» [5, c.39]. Так раскрывается социальная обусловленность Клайда, который проникается стремлением попасть в этот мир роскоши и богатства. Эти мечтания и определяют его отношения к Роберте Олден. «Пусть эта девушка бедна и ей, по несчастью, пришлось стать простой работницей, – размышляет Клайд, – он все равно был бы очень счастлив с нею, только при одном условии: что не нужно было жениться. Что касается брака, тут честолюбивый Клайд был словно под гипнозом: он женится на девушке из круга Гриффитсов!» [7, c. 218]. Брак с богатой девушкой казался Клайду путем исполнения всех его желаний. Карьера для него дороже тех чувств, которые он испытывал к Роберте, – в его сознании любовь неотделима от пышности, удовольствий, богатства, видного положения в обществе. Так создаются предпосылки для трагедии Клайда и Роберты.
2.3. Проблематика романа «Американская трагедия»
«Американская трагедия» выделяется среди романов Драйзера глубиной и всесторонностью охвата явлений американской жизни. Драйзер считал, что американская действительность при кажущемся благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателей является описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда, создание трестов и корпораций, появление новых автомобилей, но и негативные аспекты американской жизни. Основной проблемой всего произведения становится конфликт между воспитанной в тяжелых условиях нищеты и строгой религиозности душой Клайда и американским богатым обществом, в котором таким людям, как он не место. Конфликт в душевном порыве Клайда и неприятии его миром богатых, в его желании прожить счастливую жизнь и окончании ее на электрическом стуле. Драйзер подчеркивал социальный характер романа: «Это было исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как личность бессильна против нее» [2, c. 56]. Как и многие другие представители молодого поколения Америки начала XX века, Клайд выбирает тот путь, который, как считает он, в конечном счете, приведет к улучшению его материального положения, а также социального положения в обществе. Однако при этом, он остается безразличным к материальному положению своих близких, все, о чем он думает, это удовольствия, которые он сможет приобрести за заработанные деньги. «Больше всего Клайда занимала мысль, как сохранить для себя львиную долю денег, которые он зарабатывал. С тех пор как он впервые начал работать, установился такой порядок, что большую часть своего заработка – по меньшей мере три четверти – Клайду приходилось вкладывать в общее хозяйство. Однако его слишком долго томило желание выглядеть не хуже любого изящного и хорошо одетого юноши, и теперь, когда представлялся счастливый случай, он не мог устоять перед искушением прежде всего хорошо одеться – и поскорее» [7, с. 44]. Клайд боится того, что мать будет ждать материальной помощи с его стороны, даже когда речь заходит о деньгах для его старшей сестры Эсты, которая находилась в очень тяжелом положении. «И, однако, он не мог подавить невольную досаду. Так недавно он стал прилично зарабатывать – и вот мать требует все больше и больше. Уже десять долларов в неделю! Вечно у них что-нибудь не ладиться, думал Клайд, вечно им что-нибудь нужно, и нет никакой уверенности, что потом еще не будет новых требований» [7, с. 75]. Клайд всегда находит оправдания своим мыслям, хотя нередко испытывает угрызения совести за это. Но избавиться от них ему помогает мечта о том, что скоро он своими силами может добиться того, о чем раньше и не смел мечтать. Особенно в нем подогревает это желание мир богатства, окружающий его. Сначала это был отель «Грин-Дэвидсон» в Канзас-Сити, где Клайд начал работать посыльным, а затем и окружение представителями высшего общества, которое он нашел в Ликурге. Завершающую полноту тема «американской мечты» – мифа об Америке как о земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, – получила именно в романе «Американская трагедия». Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Тема американских иллюзий полно передана в образах родителей Клайда. Это в их доме на стене висят два десятка изречений и текстов, клеймящих пороки. Узнав о проступке Клайда в Канзас-Сити, мать заклинает его помнить афоризм: «Вино – обманщик; пить – значит впасть в безумие; кто поддается обману – тот не мудр», просит не поддаваться дьявольским искушениям [6, c.139]. Однако мечты губят Клайда, губят человеческую личность, но смысл романа был шире, – за распространение и поддержание этих губительных иллюзий ответственно американское общество. Для Драйзера чрезвычайно важен вопрос ответственности и вины Клайда. Суд присяжных, признавший Клайда виновным, даже не задумался о том, что именно его сделало убийцей. Судье перед выборами так нужен был громкий процесс, где можно было бы блеснуть перед избирателями. Вот почему прокурор Мейсон предал ему сенсационность, играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени и профессиональной чести. Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан и осужден, случайность смертного приговора Клайду – вот вопросы, отвечая на которые, Драйзер пишет социально-психологическую летопись типичного американского преступления. Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он действовал согласно формуле успеха. Путь от «Американской мечты» к «Американской трагедии», исследованный Драйзером, – главное художественное открытие всего творчества писателя. Документализм истории Клайда подтвержден десятками аналогичных случаев, взятых Драйзером из газет и судебных хроник. Они обеспечивают нравственную достоверность расследования писателя, дают ему право на безоглядную критику государственных устоев Америки, всех ее институтов – от семьи до суда. В своем романе Драйзер показал трагедию «американской мечты», невозможность ее осуществления нравственными средствами. На фоне литературы, проповедующей прагматические ценности, философию успеха, воинствующего индивидуализма, Драйзер был первым, кто высказал сомнение в возможности реализации тех социально-нравственных идеалов успеха и преуспевания, которые составляют содержание буржуазной «американской мечты». Вывод по главе 2 Таким образом, роман «Американская трагедия», создавая который Теодор Драйзер изучил большое количество документальных материалов, подобных описанному в романе, является максимально реалистичным произведением. Это способствует созданию впечатления полной достоверности изображения событий, происходящих в романе. Драйзер описывает историю жизни обыкновенного американца Клайда Гриффитса от рождения в бедной семье уличных проповедников до смерти на электрическом стуле. На примере жизненного пути, избранного главным героем романа, автор выделяет основные проблемы, затрагивавшие американское общество того времени. К ним относятся проблема резкого разделения на богатых и бедных вследствие экономического подъема страны, проблема развращения представителей молодого американского поколения, выращенного в капиталистической среде, а также нравственное разложения молодых людей, которые были готовы пойти на все ради осуществления пресловутой «американской мечты».
ВЫВОДЫ
Вследствие мощного экономического взлета многие сферы социальной и культурной жизни США получили возможность развиваться. Этот фактор, безусловно, сказался и на американском обществе. Пресса воспевала период процветания, а представители буржуазного общества верили в наступление «золотого века» в развитии США. Однако большинство американского населения продолжали жить в нищете. Резкий подъем экономики способствовал лишь усилению границы между бедностью и богатством. В литературе XX века остро отразились национальные особенности жизни американского общества. Писатели предпочитали освещать лишь позитивную сторону американской жизни, уходя от истинного изображения фактов. Но среди безудержных потоков славословие, наперекор им, в США появилась книга, рассказавшая правду о том, что скрывалось за фасадом показного благополучия. Автором ее Теодор Драйзер, великий художник-реалист, руке которого принадлежит ряд выдающихся произведений, посвященных результатам влияния капиталистической системы на американское общество. Имея большой опыт работы журналистом, Драйзер имел возможность реально оценивать социальные процессы своего времени, вызванные переходом от капиталистического режима к империалистическому. Его творчество часто подвергалось жесткой критике со стороны других писателей, так как Драйзер был одним из немногих, кто не боялся изображать действительность такой, каковой она являлась. В своем главном произведении «Американская трагедия» Драйзер рассказывает историю обыкновенного американского юноши Клайда Гриффитса, воспитанного в строгой религиозной среде. Сюжет романа основывается на реальной истории убийства, что было достаточно распространённым явлением в то время. Драйзер постарался максимально приблизить историю Клайда к истории реального убийцы Честера Джиллета, что стало причиной невероятного успеха романа. «Американская трагедия» заняла почетное место среди лучших произведений литературы США. Главным героем произведения стал обыкновенный американский юноша, происходящий из бедной семьи уличных проповедников. Клайд не уважал труд своих родителей и мечтал поскорей начать независимую жизнь. Свои первые деньги Клайд заработал достаточно рано. Устроившись в престижном отеле посыльным, Клайд впервые находится среди высшего общества, роскоши и богатства. С этого момента он решает навсегда покончить со старым образом жизни и, во что бы то ни стало, добиться успехов не меньше тех, которыми могли похвалиться гости отеля. Вскоре Клайд покидает город и отправляется работать на фабрику воротничков, владельцем которой являлся его богатый дядя. Находясь в Ликурге Клайд, еще больше погружается в атмосферу роскоши и богатства. Это переломило все благородные черты характера Клайда, которые с детства прививала ему мать. Все к чему он теперь стремиться, это стать таким же членов высшего общества, как и его новые друзья. В произведении автор выдвигает ряд проблем, основной из которых можно выделить проблему губительного влияния империалистической системы на американское общество. В частности, эта проблема раскрывается на примере Клайда Гриффитса, который посвящает свою жизнь исполнению «американской мечты». На своем пути он полностью меняется, превращаясь постепенно в жестокого, бесчувственного человека, способного на тяжелое преступление. На фоне это проблемы Драйзер также выделяет тему несправедливости американской судебной системы, показывая в эпизоде о судебном процессе по делу Клайда безразличие прокурора к последствиям, к которым приведет его деятельность. Все что его интересовало в тот момент, это возможность блеснуть перед избирателями. В своем романе Драйзер, строя сюжет романа на тех же стремлениях бедного юноши Клайда Гриффитса, не только развенчал эту идею погони за легким счастьем, но и выявил порочность системы, порождающей стремление разбогатеть, во что бы то ни стало. Писателю удалось показать ответственность общества за крушение судеб рядовых американцев. Поклонение культу доллара привело к трагической гибели двух молодых людей. Драйзер описывает, какое значение в жизни зачастую играют деньги, раскрывает, как ошибочное представление о действительности может отравить разум неопытного человека и показывает отношения между людьми, которые имеют разный социальный статус.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиленсон Б. А. История литературы США / Б. А. Гиленсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 706 с. 2. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер / Я. Н. Засурский. – М.: Издательство Московского университета, 1977. – 320 с. 3. Корнейчук Д. Теодор Драйзер [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://dreiser1871.narod.ru/americtraged.htm 4. Тимофеева А. А. Трагедия капиталистического общества в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» / А.А. Тимофеева [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://student.zoomru.ru/lit/tragediya-kapitalisticheskogo-obshhestva-v-romane/196149.1626759.s1.html 5. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. / С. М. Эйзенштейн. – М.: Искусство, 1964. – 622 с. 6. Драйзер Т. Американская трагедия / Т. Драйзер. – М.: Художественная литература, Ч.1. – 1986. – 352 с. 7. Драйзер Т. Американская трагедия / Т. Драйзер. – М.: Художественная литература, Ч.2. – 1986. – 367 с.
СКАЧАТЬ
|
Автор: tuna-salad | Просмотров: 3427 | Рейтинг: 0.0/ 0
|
Подобные работы:
|
|
|